Ни для кого не секрет, что одним из важнейших показателей психического здоровья ребенка является речь.
Умение общаться, чисто и красиво говорить, высказывать свои мысли и чувства, обобщать, составлять связный рассказ позволяет малышу интегрироваться в общество, стать полноправным его членом. Моторика и речь тесно связано между собой, задержка развития одной ведет к задержке другой. Ведь не зря В.А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».Какова же связь движений пальцев рук и речи? – спросите вы.
А между тем это исторически сложившаяся связь в ходе развития человечества
указывает на великую роль руки, которая дала возможность путем указывающих,
очерчивающих, оборонительных, угрожающих и других движений, жестов развить тот
первичный язык, с помощью которого люди объяснялись. По истечении времени
движения пальцев рук у людей совершенствовались, люди научились выполнять
руками все более тонкую и сложную работу – произошло увеличение площади
двигательной проекции руки в человеческом мозге. В ходе физиологического
изучения речи выявилось исключительное значение тонких движений пальцев рук для
формирования функции речи. Связь кисти рук и речи оказалась настолько тесной и
значимой, что тренировку пальцев рук стали рассматривать как мощный
физиологический стимул развития речи детей.
В последнее время встречается много детей, имеющих разную
речевую патологию. Недоразвитие речи вызывают проблемы коммуникации,
эмоционально — волевые нарушения, различные функциональные личностные
отклонения, проблемы с усвоением учебного материала.
В настоящее время стало весьма популярно Корейское
изобретение Су-Джок терапия. Немного окунемся в историю, когда и с чего именно
начиналась терапия Су-Джок. Основателем столь популярного сегодня
направления нетрадиционной медицины является южнокорейский профессор Пак Дже Ву
(1942-2010), который начал разрабатывать свою методику ещё в студенческие годы,
изучая в университете восточную медицину. Доктор заметил, что кисть руки очень
сильно напоминает систему строения человека: и в первом, и во втором случаях
можно наблюдать 5 выступающих частей. У кисти этими частями являются 5 пальцев,
а у тела – голова и 2 пары конечностей. Учёный находил соответствия всем
органам и системам организма на поверхности ладони и стопы человека.
Пересмотрев всю медицинскую и философскую литературу, Пак Дже Ву так и не нашёл
ни одного упоминания о системах соответствия и начал самостоятельно
разрабатывать совершенно новую лечебную методику, которая известна нам как су
джок терапия (в переводе с корейского су – кисть руки, джок – стопа ноги).
Профессор Пак Дже Ву на протяжении своей жизни издал большое количество научных
работ, посвящённых су джок методам. Эти книги стали спасением для многих
больных, которые, разочаровавшись в возможностях традиционной медицины,
хватались за восточную методику как за спасительную соломинку. Изучив несложные
оздоровительные приёмы су джок, они начинали оказывать себе помощь
самостоятельно и практически всегда выздоравливали.
Так что же такое Су-Джок терапия? Это одно из направлений
акупунктуры, методика которого основана на непосредственном воздействии на
определённые биологические активные точки, на кистях и стопах человека.
Примечательно, что если перевести само название «Су-Джок» с корейского на наш
язык, то, мы получим следующий дословный перевод: су – это кисть, а джок –
стопа.
В коррекционно - логопедической работе приемы Су - Джок
терапии я активно использую в качестве массажа при дизартрических
расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью
общего укрепления организма.
Поскольку на ладони находится множество биологически
активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным
шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук. В каждом
шарике есть эластичное кольцо.
Оно помогает стимулировать работу внутренних органов. Так
как все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также на каждый палец
кисти и стопы, эффективным способом профилактики и лечения болезней является
массаж пальцев, кистей и стоп эластичным кольцом. Кольцо нужно надеть на палец
и провести массаж зоны соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения
и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в
день.
Проявляя живой интерес к занятиям с тренажерами, ребёнок
развивает не только пальчиковую моторику, ловкость и координацию движений, но и
способствует повышению физической и умственной работоспособности, создаёт базу
для быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц,
также активизирует словарь, развивает лексико-грамматические категории,
упражнения по коррекции звукопроизношения используются для автоматизации
исправленных звуков (прокатывая массажер между ладонями, ребёнок проговаривает
стихотворение на автоматизацию поставленного звука), развивает чувство ритма.
Немаловажным является и настрой положительного эмоционального фона занятия. Эта
работа проводится в игровой форме, с использованием наглядного материала.
Наблюдая и анализируя
результаты работы с использованием тренажеров Су-Джок-терапии совместно с
работой по развитию пальчиковой моторики, отмечаю, что данный метод благотворно
влияет на речевую активность детей и положительно сказывается на коррекции у
них речевых нарушений. Этот метод терапии принадлежит к числу эффективных
средств коррекции, всё чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих
достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у
детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи
нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс
коррекции речи детей-логопатов и способствует оздоровлению всего организма
ребёнка.
Комментариев нет:
Отправить комментарий