В страну красивой, чистой речи нас приглашает лучший Маг. Не избежать вам этой встречи, коль язычок, увы, ваш враг

среда, 2 октября 2019 г.

Как научить ребёнка «рычать»

Звуку [р] всегда уделялось особое внимание. Пожалуй, именно с ним возникает больше опасений и проблем.

Чтобы произнести этот звук, мышцы артикуляционного аппарата ребёнка должны обладать определённой силой, и сам малыш должен достаточно ловко владеть и управлять ими. Эти навыки развиваются с возрастом, с опытом, поэтому нормой является не произносить [р] до 5 лет. До этого возраста дети часто пропускают или заменяют непослушный звук на [л], [й], [в].
Родителям стоит забеспокоиться, если малыш уже начал «рычать», но звук звучит непривычно, «не по-русски» (картавость, носовое [р] и др.), или заменяется на неправильные звуки. В этом случае помощь логопеда требуется до достижения ребёнком пятилетия.

Правильное произношение.

Можно самостоятельно проверить, правильно ли ваш ребёнок произносит звук [р]. Попросите ребёнка порычать и убедитесь в том, что:
  • рот лишь наполовину открыт;
  • между зубами есть щель;
  • язык распластан «лепёшкой», его кончик поднят к альвеолам (бугоркам за зубами), середина языка приподнята, но между ней и нёбом есть свободное пространство; боковые края прижаты к верхним коренным зубам;
  • голосовые связки участвуют в образовании звука;
  • воздух выбрасывается из легких с силой, заставляя кончик языка вибрировать.

Почему это происходит и как помочь ребёнку?

Так как для правильного произношения звука [р] требуется слаженная работа нескольких частей артикуляционного аппарата, в том числе точные движения разных частей языка, то и причин нарушения достаточно много.
Недостаточно длинная «уздечка» — подъязычная связка, мешающая языку подняться вверх. Это нарушение традиционно исправляется подрезанием «уздечки». Оперативного вмешательства можно избежать, занимаясь специальными упражнениями, растягивающими «уздечку» и развивающими мышцы языка.
В дополнение можно делать массаж: ухватив большим и указательным пальцами «уздечку» в самом низу, медленно проводить пальцы к кончику языка, слегка потягивая «уздечку». За один подход упражнение следует повторить несколько раз. Делается оно 4-5 раз в неделю.
Слабые мышцы языка. Этот недостаток легко исправляется с помощью артикуляционной гимнастики.
Недостаточное владение языком, неумение делать целенаправленные движения. Здесь также помогает специальная гимнастика.
Слабые лёгкие, не умеющие выдавливать воздух с достаточной силой. Такому ребёнку можно купить свисток или дудочку. Можно предложить игры, где требуется сильно дуть: например, задувать ватные шарики в ворота.
Нарушения фонематического слуха. Это нарушение достаточно серьёзное и требует кропотливой работы. На помощь опять приходят упражнения и игры.
Очевидно, что в этих ситуациях лучшим решением будет обращение к специалисту – логопеду. Но если очевидных нарушений нет, если ребёнок не страдает задержкой речевого развития, то в силах родителей помочь ребёнку с произнесением этого сложного звука.

Корректировка.

Ребёнку будет легче понять, как правильно произносить [р], если он прочувствует это собственным артикуляционным аппаратом. Помогите ему, используя его или свои пальцы.
Попросите малыша открыть рот на полтора-два пальца и поднять язык к нёбу, максимально натянув «уздечку». Затем большим и указательным пальцами прижмите боковые края языка к нёбу. Следите за тем, чтобы пальцы не касались середины языка и «уздечки». Следующей задачей ребёнка является выдувание воздуха с максимально возможной силой, при этом надо работать и голосовыми связками.
Если всё сделать правильно, то язык станет толстым, и вы услышите звук, похожий на [тж] или сразу на [тр] ([др]).
Пусть ребёнок запомнит, как надо ставить язык. Для этого надо регулярно проделывать это упражнение. Постепенно следует начинать пробовать произносить [р] без помощи пальцев. Иногда для этого требуется, чтобы ребёнок просто поднёс руку ко рту. Это связано с недостатком уверенности в собственных силах, которая увеличивается от одного только ожидания помощи.
Если не удается добиться результата этим способом, можно прибегнуть к другим. Для корректировки звуков существуют специальные артикуляционные упражнения. Они направлены на усиление артикуляционного аппарата и улучшение работы с ним.
С помощью упражнений сначала учатся произносить отдельный звук [р], затем в игровой форме автоматизируют его в слогах, после чего переходят к словам. Для этого существуют различные игры, скороговорки, стихи.
Когда удастся справиться с [р],переходят к его мягкому варианту. Здесь обучение происходит при помощи подражания: долгий [р] соединяют с гласными [и], [я], [е], [ё], [ю] и произносят слоги, растянув губы как бы в улыбке.

Избегайте ошибок!

Хотя некоторые логопеды и рекомендуют родителям самим научить ребёнка произносить [р], но следует быть внимательными, чтобы в последующем не потребовалась помощь логопеда.
Как уже упоминалось, [р] – сложный звук. Если ребёнок научится вибрировать не языком, как этого требует норма, а мягким нёебом или «язычком», звук получится неправильным. У ребёнка выработается стереотип произношения, нарушить который будет сложно.
По той же причине не учите ребёнка произносить [р], подражая вам. Велика вероятность того, что он начнет использовать неправильные части артикуляционного аппарата.

Если уж вы решите самостоятельно делать упражнения и научить вашего малыша «рычать», не торопите его. Некоторым детям требуется достаточно много времени для того, чтобы произнести правильный звук. Но если за месяц занятий вам не удалось продвинуться, или звук выходит неверный, обращайтесь к логопеду.

1 комментарий: