В страну красивой, чистой речи нас приглашает лучший Маг. Не избежать вам этой встречи, коль язычок, увы, ваш враг

Учим детей рассказывать



Учить ребёнка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста. Овладение связными формами высказываний  - сложный и длительный процесс. Обучая ребёнка рассказыванию, т.е. самостоятельному связному и последовательному изложению своих мыслей, взрослый помогает ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко и слово произношения.  
Развивая связную монологическую речь, важно научить ребёнка пересказывать короткие литературные тексты ( сказки, рассказы). Пересказывая сказки с несложным сюжетом ( «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба»), у ребёнка вырабатываются умение слушать литературное произведение, отвечать на вопросы взрослых, включать в рассказ взрослого отдельные слова и предложения, как бы помогая ему. Так малыш подводится к самостоятельному воспроизведению литературного произведения.
Ребёнок четвёртого года жизни почти дословно запоминает тексты нескольких сказок, усваивает последовательность действий.
Учить малышей пересказу хорошо помогает так называемый отражённый пересказ. Ребёнок включается в рассказ взрослого, повторяя слово или предложение : « Жили-были дед и …» -« Баба», « Была у них …» « Курочка Ряба» и т.д. Затем можно переходить к пересказу по вопросам : «Кого встретил колобок?» - « Зайчика», « Какую песенку он ему спел?» и т.д.
После того как малыш овладел пересказом сказки, можно предложить пересказать маленькие рассказы с несложной фабулой. Хороший образец таких рассказов – лаконичные рассказы Л.Н. Толстого для детей.
А помогают овладеть умением пересказывать разные зрелища – театр, мультфильмы. Они эмоционально настраивают ребёнка, развивают желание передать свои впечатления в рассказе.
Подводятся дети к рассказыванию по картине. Они учатся правильно отвечать на вопросы взрослого, а в дальнейшем начинают свободно высказываться по содержанию картины.
Очень любят малыши рассматривать игрушки. Именно это, скорее всего, побуждает их к высказыванию. Сначала взрослый предлагает ребёнку внимательно рассмотреть игрушку . Первые вопросы направлены на характерные особенности внешнего вида предмета (форма , цвет, величина). Более старшим детям ( пятого года жизни) можно предложить сравнить две игрушки. Взрослый учит детей, например, описывать и сравнивать кукол, называя наиболее характерные их признаки, следит, чтобы дети высказывались законченными предложениями. Прежде чем сравнить, малышу придётся внимательно рассмотреть кукол : как они одеты, какие у них волосы, глаза, а затем уже отметить чем они похожи и чем различаются.
Овладел малыш описанием отдельных игрушек – переходите к составлению небольших сюжетных рассказов. Предложите ему несколько игрушек, позволяющих наметить простую сюжетную линию : девочка, корзинка; девочка, корзинка, ёжик и т.п. Пусть ребёнок думает, что могло произойти с девочкой в лесу, кого она встретила, что принесла домой в корзинке. Взрослый может для образца придумать свой рассказ, а затем предложить ребёнку придумать рассказ самому. И не беда, если ребёнок сначала просто перескажет ваш рассказ – он упражняется в рассказывании. Постепенно уводите ребёнка от подражания, предлагайте придумать самостоятельный рассказ.
Дети пятого года жизни  уже могут рассказать о некоторых событиях из личного опыта. Взрослый побуждает ребёнка вспомнить, как ходили на новогодний праздник ёлки, что он видел интересного на прогулке в лесу и т.д. Перед ребёнком чётко ставится задача : « Расскажи, что ты видел на новогоднем празднике». Здесь  можно использовать образец : « Сначала послушай, что я видела на новогоднем празднике ёлки, а потом ты будешь рассказывать . »Рассказ взрослого должен быть близок детскому опыту, чётко построен, иметь ясный конец; язык рассказа должен быть живым и эмоциональным.
Постепенно дети отучаются от копирования образца и подходят к самостоятельному творческому рассказыванию, бучение которому начинается уже после пяти лет. Дети шести и семи лет вполне подготовлены к этому виду речевой деятельности : усложняется их мыслительная деятельность, возрастает произвольность целенаправленность воображения, его устойчивость и активность. Дошкольники шести-семи лет обнаруживают способность к простому, логическому аргументированному комбинированию представлений, образов.
Рассказывание по сюжету усиливает интерес детей к рассказыванию в целом, подготавливает к литературно-словесному творчеству, с которым они встречается в школе.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий