Учить ребёнка рассказывать – это значит формировать
его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи
детей дошкольного возраста. Овладение связными формами высказываний - сложный и длительный процесс. Обучая
ребёнка рассказыванию, т.е. самостоятельному связному и последовательному
изложению своих мыслей, взрослый помогает ему находить точные слова и
словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с
другом, соблюдать нормы звуко и слово произношения.
Развивая связную монологическую речь, важно научить
ребёнка пересказывать короткие литературные тексты ( сказки, рассказы).
Пересказывая сказки с несложным сюжетом ( «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба»),
у ребёнка вырабатываются умение слушать литературное произведение, отвечать на
вопросы взрослых, включать в рассказ взрослого отдельные слова и предложения,
как бы помогая ему. Так малыш подводится к самостоятельному воспроизведению
литературного произведения.
Ребёнок четвёртого года жизни почти дословно запоминает
тексты нескольких сказок, усваивает последовательность действий.
Учить малышей пересказу хорошо помогает так
называемый отражённый пересказ. Ребёнок включается в рассказ взрослого,
повторяя слово или предложение : « Жили-были дед и …» -« Баба», « Была у них …»
« Курочка Ряба» и т.д. Затем можно переходить к пересказу по вопросам : «Кого
встретил колобок?» - « Зайчика», « Какую песенку он ему спел?» и т.д.
После того как малыш овладел пересказом сказки,
можно предложить пересказать маленькие рассказы с несложной фабулой. Хороший
образец таких рассказов – лаконичные рассказы Л.Н. Толстого для детей.
А помогают овладеть умением пересказывать разные
зрелища – театр, мультфильмы. Они эмоционально настраивают ребёнка, развивают
желание передать свои впечатления в рассказе.
Подводятся дети к рассказыванию по картине. Они
учатся правильно отвечать на вопросы взрослого, а в дальнейшем начинают
свободно высказываться по содержанию картины.
Очень любят малыши рассматривать игрушки. Именно
это, скорее всего, побуждает их к высказыванию. Сначала взрослый предлагает
ребёнку внимательно рассмотреть игрушку . Первые вопросы направлены на
характерные особенности внешнего вида предмета (форма , цвет, величина). Более
старшим детям ( пятого года жизни) можно предложить сравнить две игрушки.
Взрослый учит детей, например, описывать и сравнивать кукол, называя наиболее
характерные их признаки, следит, чтобы дети высказывались законченными
предложениями. Прежде чем сравнить, малышу придётся внимательно рассмотреть
кукол : как они одеты, какие у них волосы, глаза, а затем уже отметить чем они
похожи и чем различаются.
Овладел малыш описанием отдельных игрушек –
переходите к составлению небольших сюжетных рассказов. Предложите ему несколько
игрушек, позволяющих наметить простую сюжетную линию : девочка, корзинка;
девочка, корзинка, ёжик и т.п. Пусть ребёнок думает, что могло произойти с
девочкой в лесу, кого она встретила, что принесла домой в корзинке. Взрослый
может для образца придумать свой рассказ, а затем предложить ребёнку придумать
рассказ самому. И не беда, если ребёнок сначала просто перескажет ваш рассказ –
он упражняется в рассказывании. Постепенно уводите ребёнка от подражания,
предлагайте придумать самостоятельный рассказ.
Дети пятого года жизни уже могут рассказать о некоторых событиях из
личного опыта. Взрослый побуждает ребёнка вспомнить, как ходили на новогодний
праздник ёлки, что он видел интересного на прогулке в лесу и т.д. Перед
ребёнком чётко ставится задача : « Расскажи, что ты видел на новогоднем празднике».
Здесь можно использовать образец : «
Сначала послушай, что я видела на новогоднем празднике ёлки, а потом ты будешь
рассказывать . »Рассказ взрослого должен быть близок детскому опыту, чётко
построен, иметь ясный конец; язык рассказа должен быть живым и эмоциональным.
Постепенно дети отучаются от копирования образца и
подходят к самостоятельному творческому рассказыванию, бучение которому
начинается уже после пяти лет. Дети шести и семи лет вполне подготовлены к
этому виду речевой деятельности : усложняется их мыслительная деятельность,
возрастает произвольность целенаправленность воображения, его устойчивость и
активность. Дошкольники шести-семи лет обнаруживают способность к простому,
логическому аргументированному комбинированию представлений, образов.
Рассказывание по сюжету усиливает интерес детей к
рассказыванию в целом, подготавливает к литературно-словесному творчеству, с
которым они встречается в школе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий