Нарушение фонематического слуха.
Как его преодолеть?
Фонематический слух – это
способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий
восприятие фонем любого языка.
Совсем маленькие дети ещё не
способны управлять своим слухом и не могут отличить правильное произношение от
неправильного, но ребёнок растёт, развивается, а вместе с ним и развивается его
фонематический слух, при условии, что ребёнок находится в благоприятной речевой
среде – с ним разговаривают взрослые, читают ему сказки, учат стихи. И
постепенно ребёнок овладевает правильным произношением. К 4 годам ребёнок
должен уже выговаривать правильно все звуки, кроме [л], [р]. А к 5 годам
правильное произношение всех звуков родного языка и не допускается смешение
фонем ( с-ш, ж-ш, к-т, р-л и т.п.).
При нарушении фонематического слуха
мы наблюдаем неправильное произношение у детей от 4 лет и старше. Кроме того,
дети с нарушением фонематического слуха , занимаясь с логопедом, тратят больше
времени на процесс автоматизации (введении звука в речь), такого ребёнка часто
приходится подолгу исправлять родителям. Надо сказать и о том, что логопед
,занимаясь постановкой звука, обязательно проводит работу над развитием
фонематического слуха.
В дальнейшем, когда ребёнок идёт в школу, у него могут
возникнуть некоторые проблемы при обучении грамоте или чтении. Нарушение
фонематического слуха проявляется в том, что ребёнок при чтении путает названия
букв, пропускает буквы в словах и не замечает этого. А в письме замена букв
звонких на глухие - оглушение и наоборот озвончение ( бочка-почка ,
зайка-сайка, дом-том), замена твёрдых на мягкие и наоборот ( дядя-дада,
дверь-двер, любовь-лубов). Весь процесс обучения грамоте основывается на умении
ребёнка анализировать каждый звук в слове, отличать его от других звуков.
Есть специальные упражнения, которые помогают
развивать фонематический слух и концентрировать слуховое внимание ребёнка.
- игра “Поймай звук”.
Взрослый называет звуки , а ребёнок
должен хлопнуть в ладоши когда услышит заданный звук [Ш].
А К Л Н Ш С П Ш Щ Ч В З Ц Ш
Затем в словах:
ШКОЛА НОЖ НОС КАША СТУЛ БАБУШКА
ЖИРАФ
- “Исправь меня”.
Называем слово правильно и
неправильно , а ребёнок хлопает в ладоши когда слово сказано верно.
МАШИНА ЯБЛОКО КОНФЕТА
МАФЫНА ЯБОКО КОФЕТА
МАСЫНА ЯБЪЯКА КАСЕТА
МАШИНА ЯБЛОКО КОНФЕТА
- Назови слова на заданный звук:
[К] в начале слова:
КОНЬ, КАСТРЮЛЯ, КАРТОФЕЛЬ
[К] в середине слова:
МАРКА, САМОКАТ, ЦУКАТЫ
[К] в конце слова:
ПАУК, РАК, ЧУДАК
Комментариев нет:
Отправить комментарий